Сегодня мы расскажем о том самом паровозе, который расположен вблизи посёлка Овражного. Именно "ветеран-паровоз" на постаменте с 1982 года (год установки) всегда вызывает интерес не только у наших горожан, но и гостей города. Из рассказа ветеранов строительства города мы знаем, что такие паровозы работали в самом начале строительства промышленных объектов и города, а вот в 70-ые годы ХХ века подобных уже было не найти. Но усилиями локомотивной службы УЖДТ паровоз удалось купить в городе Иланске…
Да, это своеобразный памятник всем людям, кто «причастен» к железной дороге: подготовка строительства – это проектировщики, геодезисты, военные солдаты и их командиры, само строительство железнодорожного полотна – это славный коллектив железнодорожников, и дальнейшая эксплуатация железной дороги в районе УЖДТ.
В фондах МБУ «ЗМВЦ» (отдел «История города») хранятся воспоминания ветеранов строительства дороги и города, в частности, ветерана Ивана Моисеевича Третьякова. Десять лет назад музейные сотрудники издали (как мы говорим, внутримузейно напечатали) книгу-фотоальбом «Я хочу рассказать о себе…». Это воспоминания и размышления ветерана УЖДТ. Иван Моисеевич собрал огромный фотографический и документальный материал по истории своего родного предприятия. Все материалы им переданы в дар музею истории города. Третьяков Иван Моисеевич - заслуженный человек труда: имел почетное звание «Ветеран строительства – 604», ветеран труда УЖДТ, награждён медалью «За доблестный труд», знаками: «Ударнику сталинского призыва» и «Отличный паровозник», «Лучший по профессии». Воспоминания ветерана - это история рабочей семьи железнодорожника, которая тесно переплетена с историей предприятия. Они датированы февралём 1981 года. Уже нет с нами этого человека, но остались рассказы, с которыми вы можете познакомиться в стенах музейного центра.
Не менее откровенными являются рассказы уважаемого нами Хромова Олега Петровича, бывшего начальника УЖДТ с 1981 по 2001 гг. Воспоминания написаны в 2007 году. «Фрагментарно» перечитаем текст.
«… 18 августа 1961 года прибыл в ОЖДТ. Начальник локомотивного депо Шелест Михаил Петрович рассказал о хозяйстве, задачах, которые стоят перед коллективом. Основной задачей являлась доставка угля на Красноярскую ГРЭС-2, строительных грузов и оборудования, для строящихся промышленных предприятий и города.
…В хозяйстве имелось пять маленьких маломощных тепловозов ТГМ-1, которые должны были выполнять маневренные работы. Но на 18 августа в работе был только один тепловоз, остальные стояли «под забором» - неисправные, не было специалистов тепловозного хозяйства. Вот на этой-то работе тепловоза меня отправил Шелест М.П. В качестве дублёра помощника машиниста тепловоза – в то время я уже имел права помощника машиниста магистральных тепловозов (получил ещё в институте)…
Отработал я помощником машиниста четыре месяца. А потом вызывает меня Шелест М.П. и говорит: «Хватит валять дурака, принимай бригаду – 4-х военнослужащих, и восстанавливайте неисправные тепловозы». Так я был назначен мастером тепловозного хозяйства. С большими трудностями: не было запасных частей, опыта и знаний у слесарей. Пришлось им учиться на практике в течение 6 месяцев, затем мы восстановили все тепловозы…
Должен сказать, что за этот период в УЖДТ прибыли молодые специалисты. С августа 1961 года - Становкин Серафим Кузьмич. Работал дежурным по станции, начальником станции. Затем комсомольская работа- завотделом молодёжи краевого комитета комсомола. Работал в парткоме стройки, в горкоме партии. В дальнейшем работал директором краевого музея имени В.И. Ленина. В 1962 году прибыл молодой специалист Карпов Владислав Георгиевич. Работал дежурным по станции, начальником станции, начальником службы эксплуатации, главным инженером УЖДТ, и с 2001 года- начальником УЖДТ до 2002 года. В 1963 году прибыл молодой специалист Панов Анатолий Арсентьевич. Работал кондуктором, дежурным по станции, начальником службы эксплуатации, заместителем начальника УЖДТ…
Это были боевые ребята, которые внесли большой вклад в развитие и совершенствование работы УЖДТ. На становление самих же ребят, да и меня тоже, оказал большое влияние и внимание Батаев Андрей Михайлович. Он руководил УЖДТ с 1963 по 1990 годы. Будучи грамотным специалистом, обладая большими организаторскими способностями, он добивался того же и от своих подчинённых. Впоследствии уверенно чувствуя себя за их спиной, ощущая всяческую поддержку, во всех начинаниях.
Да и вообще в шестидесятые годы сложился славный трудовой коллектив УЖДТ, которому первому в городе, в 1962 году, было присвоено звание «Коллектив коммунистического труда». Это были такие замечательные люди, такие, как машинисты паровоза, а в дальнейшем и тепловоза: Семеняк А.А., Щербаков В.И., Зима А., Назаренко И.А., Керн А., Силич В.И., Спиченок И.А., Кобзарь Н., Лозовой А.И., Третьяков И.М., Бондарь В.А., Ширинго Г., слесаря: Шишко Н.Б., Лапин Д.Е., Родин И., токари: Беспалых П.П., Сургутский А.И., сварщики: Емельянов В.Е. Всех не перечислить. Это и вагонники, и эксплуатационщики, и путейцы, и энергетики. Для всех, прежде всего – честь коллектива…».
Повторю, воспоминания Хромова О.П. написаны в 2007 году.
Время берёт своё – XXI век уже наступил. Конечно, многое изменилось и в коллективе УЖДТ. Но остались люди, которые работали в далёких 60-70-хх гг. Остались воспоминания. Пожелаем всем – крепкого здоровья и позитивного отношения к непростому современному времени.
Материал подготовила Н.П. Гаврилова
#Зеленогорск_новости #культуракрасноярья #культураЗеленогорск #ЗМВЦ